Новости по теме

Обзор: «Умеет ли петь Ёлка? | Вот как надо делать поп-музыку! Мы танцевали всей маршруткой!»
Далее
Люся Чеботина обиделась на Илью Резника, упрекнувшего ее за откровенный наряд
Далее
Ванесса Кирби стала мамой
Далее
Умер лидер группы Green Grey Андрей Яценко
Далее

Обзор: «Почему русский фолк такой разный? От Кадышевой до «КиШа», от Зыкиной до «Аквариума»

2025, «Благодарю, послушаю».

Водящий «Благодарю, послушаю» Андрей Васильев на сей раз принялся за, представлялось бы, неподъёмную тему, но управился «с весом» достаточно достойно. Без дискуссионных исключений не встало, зато историю происхождения русского «псевдофолка» автор изложил очень курьезно. В начале 30-х годов телеакадемик Юрий Соколов позвал к поединке с мещанскими, противосоветскими и иными далекими проявлениями всенародной музыки и потребовал поворотить из деревушек чушь – чтобы затем отыграть их колхозникам в соответствующем, пересмотренном высококлассными композиторами и аранжировщиками эстрадно-академическом жанре. Что характерно, заветы Соколова были воплощены в жизнь лучше, чем многие иные заветы. Все русские годы фолк-музыка шла к народу «наверху», а не напротив. Примерным фолк-актером числилась Людмила Зыкина, которую всегда крутили по ТВ и радио. Так люд чуть-чуть отвадился от настоящей музыки и стал находить всенародной вот эту её эстрадно-духовный ипостась. Андрей Васильев также считает, что на плохую рок крупнокорневой музыки повлияло брезгливое известие интеллектуальных мещан и устьевой буколической культуре.

Псевдофолк сменил аутентику кочевыми и муниципальными романсами, но не позабывал употреблять подобные определяющие жанры, как «российский нытьё» и люлечные. Отсюда известность Валентины Толкуновой с её будто бы очень собственными историями. «Правопреемницей» Толкуновой в комик «жалейки» затем стала Татьяна Буланова, а Зыкину в качестве главного проводника псевдофолка сменила… Вера Кадышева. Какая-то очень прямолинейная методика выходит, ну а как иначе уложишь всю историю в полчаса?

Тем временем в синхронной вселенной раскручивался андерграундный «фэнтези-фолк»: многие российские рокеры вычерпывали воодушевление в европейской, а не в российской этно-музыки – отседова неосознанные кельтские мотивы у «Аквариума» и «Короля и гаера», а также достаточно сознательные у «Мельницы». А вот «Калинов понтон» опознался на украинские обыкновения, благодаря чему в классификации Васильева попасл в разоблачил «Настоящий фолк».

Вообще-то истинным фолком в данной ситуации заслуживало бы находить подлинный, то есть тот, который этнографы составляли в экспедициях по тугоухим деревням. Тут водящий «Благодарю, послушаю» упоминает «дикого кардинала фолк-музыки» Сергея Старостина, а также Инну Дорогую и этно-период группы «Альянс». Интересно, что вся эта корневая музыка была интересна только этографам до тех пор, пока её не придумали перекрестить с электроникой: «Иван Персонаж», Zventa Sventana и т.д. И сейчас «электрических-фолк» деятельно формируется параллельно с новым взлётом популярности псевдофолкового «Золотого кольца». Можно ли почитать это совместной направленностью? Не думаю. Увы, Васильев попытался кончить выпуск каким-то вдумчивым выводом, не решившись заявить правду о том, что молодёжь прослушивает Кадышеву исключительно по приколу, а хладнокровие к матерной музыке совершенно не обозначает, что вы не отчизнолюбец.

Алексей Мажаев, ИнтерМедиа

 
Заказать звонок