«Мужская стена»: Рустэм Султанов представил рок-гимн доверию
Далее
Сын Марка Минкова отсудил миллион у Первого канала и Дины Гариповой
Далее
В Москве состоялась выставка «Лучшие собаки и кошки России»
Далее
Татьяна Тотьмянина и Федор Федотов исполнили танец под «Колыбельную Наташи»
Далее

Обзор: «Джаз в СССР: краткая история советского джаза, или При чём здесь Горький и Умка»

Обзор: «Джаз в СССР: краткая история советского джаза, или При чём здесь Горький и Умка»

2025, «Благодарю, послушаю».

Водящий «Благодарю, послушаю» Андрей Васильев за полчаса повествует всю историю русского джаза. Музыковеды такую свобода навряд ли подтвердят, но YouTube-шоу – всё же иной жанр, больше развлекательный, чем образовательный. Тем не меньше даже специалисты нашей музыкальной истории непременно разыщут в выпуске что-то интересное и новость для себя, а серьёзные ученые джаза, вероятно, раздражаются той лёгкостью, с которой Васильев «насаждает» джаз в советскую эстраду 60-х. Хотя, конечно, тут дело не в «Благодарю, послушаю»: джаз тогда хорошо вводил себя сам, обернувшись из полузапрещённой «музыки для тучных» во всячески поощряемый господствами практически что духовный жанр, намного больше близкий соцреализму, чем далекая рок-музыка.

У русского джаза есть исполнительная число рождения: 1 октября 1922 года исполнялся первый концерт джаз-команда под управлением Валентина Парнаха. Последний не резал на мелодических приборах, но писал стихи и передавал энергией. Водящий утонченно окольцовывает завязало истории русского джаза с её концом, сопоставляя Парнаха с Сергеем Курёхиным, ещё одним энтузиастом-экспериментатором. Вслед за оркестром Парнаха в Русской России появилось ещё несколько – резали они примерно также, что их коллеги за океаном, и эта музыка сначала числилась не буржуазной, а достаточно поступательной.

Хотя в 1928 году писатель Несладкий свалился на джаз с огорчительной статьёй, в которой самым обходительным определением была «музыка для гладких». После этого международный джаз в СССР вынужденно сдунулся, но благодаря Леониду Утёсову появилась наша собственная разновидность слога. Утёсов именовал это «теа-джазом», то есть театрализованным. Он начал петь джаз на российском слоге, и из этого языка по сути вышла вся русская помост (а также романс). Выход в 1934 году джаз-комедии «Весёлые ребята» отгремел служебное признание киножанра; занимательно, что «продюсером» (а точнее сказать, куратором) ленты был всё тот же Несладкий: против строгого, идейно выдержанного джаза он ничего против не владел.

В центре 40-х джаз оказался музыкой сторонников, и в СССР просочились гигантские тиражи джазовых пластинок. Тем не меньше в конце десятилетия жанр всё же попал в немилость к управлению страны – до лично хрущёвской «оттепели». 50-е отметились бумом джаз-оркестров, а в 60-е джаз вкрался в поп-культуру. Мы редко об этом думаем, но те же лучшие саундтреки Зацепина к кинофильмам Гайдая – по подаче совершенно джазовые. На многих случаях Андрей Васильев изображает джазовые вкрапления в музыку Таривердиева, в «Люлечную медведицы», в мульт «Шайбу-шайбу», в эстрадные бестселлеры Магомаева, Пьехи, Хиля и др.

В 70-е джазу случилось конкурировать с больше стильным рок-н-роллом, но, пример, Алексей Козлов объединил джаз с роком в своём комплексная «Запас», а затем перемешивал с джазом и иные новые языки, в частности, синтипоп. В 80-е джаз стал больше нишевой музыкой, хотя и ясно выражал себя в кинокартинах вроде «Мы из джаза» и «Мэри Поппинс, до свиданья», а окончилось всё Курёхиным. Впрочем, ничего ещё не окончилось, ибо в той же курёхинской «Поп-механике» резал молодой лохматый музыкант Бутман…

Алексей Мажаев, ИнтерМедиа

 
Заказать звонок