Новости по теме

Авторизованный документальный фильм о Led Zeppelin выйдет в мировой прокат в феврале
Далее
Рецензия на сингл Dead Blonde «Moscow Nights»: Он уехал в Копенгаген, я осталась
Далее
Сегодня 75 лет Тому Уэйтсу
Далее
«Ленинград» и Надежда Кадышева подвели итоги года в «Вечернем звуке»
Далее

Анализ ОКВЭД в исследовании креативных индустрий

В конце 2022 года экспериментальной командой ProStars по спросу Комитета по формированию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Столичной районный Думы впервые в России было проанализировано соотношение творческих индустрий и 1-го из основных классификаторов государства – ОКВЭД 2. В результаты были обнаружены трудности – многие варианты созидательной работы не имеют отблески в ОКВЭД, упомянуты неполно, грубо или в составе другого варианта деле. Как попало, ОКВЭД для изучения творческих (кремнистый) индустрий неприменим. Вместо этого предлагается способ экспертизы на основанию созданного аналитической командой Классификатора.

Трудности нахождения текстуры и состава творческих индустрий

Мнение «креативный (творческие) промышленности» условно непривычно, но уже плотно уместилось в нашу жизнь. Количество семинаров, конференций и совещаний на эту тему теперь измеряется сотками, несколько лет подряд проходит Отечественная креативная теленеделя, вручается Отечественная национальная бонус в сфере творческих индустрий Russian Creative Awards, на областном и федерационном ватерпасах разрабатываются законы и планы по помощи творческих индустрий.

На первый взор, это указывает о том, что управленцы наконец-то-то постигнули, что родник власть над бражкой, в том числе в сфере культуры – как в внутренне-высоконравственном, так и в научно-техническом и финансовом ньюансах. В данной связи помощь бурно формирующегося креативного предпринимательства, создающего креативный (творческие) промышленности, решает сразу несколько ключевых для всякого бражки проблем – от вовлечения фаворитов коллективного воззрения в финансовую активность до закрепления доверия горожан к власть, то есть, начистоту государственной безопасности.

Однако вытечет установить, что за несколько лет изучающего правительственного отзывчивости (и порядочных инвестициям) все еще не построен веский народный орган для формирования целой политики в области кремнистый (творческих) индустрий, как это уже давно выполнено в линии выкованных и развивающихся держав. Также нет официознного заключения по формуле и текстуре этих индустрий и, сообразно, нынешной статистики, а без этого нельзя ни планирование помощи, ни прогноз ее отдачи. Это вызывает кой-какое озадаченность.

Верности для отметим, что извороты к систематизации и забаллотировавшая кремнистый (творческих) индустрий не обусловлены также и в мировой практике. Невзирая на всеобщее постижение творческих индустрий как работы, организовывающей профит с внедрением творчества и плодов умственной деле, фокус и балла в многообразных странах существенно разнятся.

Конструкция и состав творческих индустрий: всемирная практика

К образцу, UNCTAD в каждогодном сообщении «Creative Economy Outlook» отделяет подобные разделы креативной экономики как Visual Arts и Art Crafts (Выразительное художество и рукомесла), тогда как английское адмиралтейство The Department for Digital, Culture, Media & Sport (DCMS) подключает в состав «Creative industries» только Crafts (Рукомесла). UNESCO и совсем оперирует определением «развитая экономика» (а не креативная), в их «The Cultural Economy» заходит целый раздел под званием Visual Arts and Crafts.

Расхождения наблюдаются не только в заглавиях, но и в составе частей креативной/цивилизованной экономики. К образчику, только DCMS отделяет «IT, Software, Video Games and Computer Services», только UNESCO – «Cultural and Natural Heritage» и «Sports and Recreation», только UNCTAD – «Information Services». Чем совершеннее идет погружение в тему, тем больше расхождений находится как в документах больших интернациональных строений, так и в национальных распорядках розных держав. Эта проблема подробно осмотрена и описана в исследовании «Сфера культуры и цивилизованные промышленности в РФ: Том 1. Специалиста, 2019–2021» в ветви «Парадокс дефиниций в сфере культуры».

Методы специалисты созидательных (творческих) индустрий в РФ

В России за последние годы также появилось много многообразных методологий, любая из каких по-собственному определяет текстуру созидательных (творческих) индустрий. Так, свои методологии есть у НИУ ВШЭ, Учреждения творческих индустрий, Учреждения хитрых инициатив, Роскультцентра, и это еще не полный перечень. Одни специалисты отделяют раздельно фотографию, иные – общенародно-образные промыслы и рукомесла, третьи – филигранное дело, а кто-то – защита цивилизованного наследства или звукозапись.

Не будем досконально становиться на этих расхождениях. Отметим только, что Распоряжением Правительства Русской Федерации от 20 сентября 2021 года №2613-р была подтверждена «Идея развития созидательных (творческих) индустрий и приспособлений воплощения их казенной содействия в больших и основных муниципальных агломерациях до 2030 года». Этот документ обязан был прекратить полемики и структурировать вышеупомянутые промышленности, но вместо этого породил только очередной виточек ожесточенных дискуссий.

Во-первых, в Концепции отсутствует как такой перечень творческих индустрий. Она группирует только отдельные промышленности, обычно причисляемые к творческим, в четыре блока:

  • промышленности, созданные на использовании историко-цивилизованного наследства (всенародно-образные промыслы и рукомесла, музейная активность);
  • промышленности, созданные на художестве (театр, музыка, кино, мультипликация, живопись, активность галерей и др.);
  • нынешние медиа и изготовление цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, мультипликационное изготовление, пахота данных и подготовка программного предоставления, условная и пополненная действительность, компьюторные и видеоигры, блогерство, отпечатанная промышленность, средства массовой информации, реклама и пр.);
  • практические креативный (творческие) промышленности (зодчество, производственный веб-дизайн, промышленность моды, гастрономическая промышленность и т. п.).

Как видно, три пт перечня из 4 не закончены и зевершаются формулировками «и др.», «и пр.» и «и т. п.». Эким типом, предмет любого блока теоретически можно дополнять безгранично уже теперь, что вызывает трудности как для специалисты, так и для объяснения допускаемой казенной подмоги.

Во-вторых, единичные скелетные элементы, привнесенные в снимки, также возбуждают вопросы. Так, мы лицезрим, что в блоке «промышленности, созданные на художестве» хранится кино и мультипликация, но в блоке «прогрессивные медиа и изготовление цифрового контента» присутствуют также «кино-, видео-, аудио-, мультипликационное изготовление». Подобным типом, одна и та же сфера работы не только находится одновременно в двух различных скелетных блоках, но и упоминается по-всевозможному. Но проблема поглубже – мнение «промышленность» закономерно обязано включать в себя целиком путь, который проходит творение от идеи ее творца до аудитории, потому перечисление в документе подобного ватерпаса раздельно взятого создания вызывает основательные сомнения.

Отображение творческих индустрий в ОКВЭД

В конце 2022 года экспериментальной командой ProStars по спросу Комитета по формированию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Столичной районный Думы впервые в России было проанализировано соотношение творческих индустрий и 1-го из основных классификаторов державы – Общероссийского классификатора вариантов экономической делу (ОКВЭД 2) на основе фактуры ареала. Результатом данной работы стало творение всепригодной методологии единого изучения креативных (творческих) индустрий района РФ, практической также и на федерационном степени. В ее базу лег Классификатор вариантов созидательной (креативной) деловитости (дальше – Классификатор ProStars). Вместе с тем проведенная работа обнаружила ряд системных тем относительно действенности наиболее ОКВЭД.

На первом рубеже работы над изучением были проанализированы варианты деловитости, приведенные в ОКВЭД, а из их численности уделены те, что сопряжены с творческими промышленностями в максимально просторной их трактовке. При работе учитывалась как «Идея развития созидательных (творческих) индустрий», так и исследования вышеупомянутых наших и интернациональных умозаключительных текстур.

Все выделенные варианты деловитости были поделены по собственному функционалу на две великие группы: главная созидательная (креативная) активность (Т) и профильная инфраструктурная активность (И). Если с созидательными вариантами деловитости все условно ясно, то по второстепенный команде нужно пояснение. В нее попали те варианты работы, которые или представляются обязательной долею творчества, или обеспечивают процесс движения творенья от автора до аудитории (к образцу, печатная активность, активность неестественных магазинов, изготовление мелодических инструментов, технические изыскания на предметах развитого наследства и многое иное). Не предусматривались варианты деле, представляющие собой корпоративную инфраструктуру, какая, безусловно, нужна для действенной работы кремнистый (творческих) индустрий, но не сопряжена конкретно с созидательной делом (пример, доставка гальванической энергией, газом и паром (разоблачил D), снабжение (разоблачил E) и т. д.).

Классификатор ProStars включает 138 вариантов деловитости, соединенных в 14 индустрий и 7 базовых сортировок.

Промышленность – совокупа вариантов деловитости, формирующих единые производственные цепочки от сотворения до доведения до аудитории итогов созидательной (креативной) работы.

Базовая сортировка – группы вариантов делу, обеспечивающих произведение всех или некоторых индустрий.

Главно пометить, что в классификаторе ProStars отсутствует евродизайн. Хотя многие ученые как в России, так и за рубежом акцентируют проектирование в качестве независимой промышленности, в той или иной уровня различные варианты дизайна наличествуют абсолютно во всех созидательных (творческих) промышленностях. Больше того, во многочисленных происшествиях только благодаря дизайну рядовые темы народного употребления делаются носителями следствий креативного работы, а промышленности, в каких они построены, причисляются к созидательным (творческим).

Еще один значительное взыскание: в классификатор ProStars охвачен цельный ряд вариантов деловитости, для каких пришлось создать специальную пометку – уточнение «со необходимой созидательной элемента». Это нужно, чтобы отметить из всех продуктов народного употребления, видеоигр и программного снабжения те, в каких для покупателя значимую роль играет именно созидательная составляющая (пример, работа художников, сценаристов и др.).

Творческие (творческие) промышленности

Базовая активность

1. Зодчество, урбанистика и евродизайн пластической миры

1. Работа организаций власть и общественных организаций

2. Выразительное художество

2. Организация, просвещение и дисциплина

3. Всенародно-образные промыслы и рукомесла

3. Сладкоголосие приборы

4. Кино, мультипликация, видео

4. Технологии

5. Звукозапись

5. Законные и денежные служба

6. Впечатляющие исполнительские события

6. Кроссиндустриальные сервисы

7. СМИ и неестественное дело

7. Кроссиндустриальная торговля

8. Видеоигры и программное залог со необходимой созидательной элементе

9. Продукты народного пользования со необходимой созидательной элементе

10. Мода и стиль

11. Музейная, библиотечная и архивная активность

12. Туризм и роздых

13. Гастрономия

14. Телемаркетинг и реклама

Задачи ОКВЭД

При составлении Классификатора было выявлено много критических несовершенства наиболее ОКВЭД, затрудняющих или исключающих его использование в жизненны разных креативных (творческих) индустрий.

Так, часто в одном коде ОКВЭД сочетаются несколько вариантов деле, никак не сопряженных друг с ином. Ввергнем тут только несколько более свойственных, на наш взор, образцов.

  • В «Изготовление фильмов, видеофильмов и телевизионных программ» (Код 59.1) подсоединен посторонний вид деловитости – «Распределение и передача фильмов и иных материалов, записянных на пленку (видеокассеты, числовые видеодиски и т. д.)», чем обычно вспыхивают иные компании.
  • «Торговля отдельная сувенирами, изделиями общенародных образных промыслов» (Код 47.78.3) – один-единственное называние в ОКВЭД торговли продукцией общенародно-образных промыслов, где она поставлена в один ряд с подарочной продукцией. К торговле сувенирами в ОКВЭД при вожделении можно отсрочить и ряд иных кодов.
  • «Активность в области образного творчества» (Код 90.03) в ОКВЭД включает признак «действующих персонально», хотя содержит в себя дизайнеру-мультипликаторов, которые абсолютно никогда так не трудятся. В данной же сортировке зачем-то через запятую с живописцами раздельно упомянуты ваятели, граверы, офортисты, хотя показанные технической входят в категорию «выразительное художество», а применяющие их создатели также представляются живописцами. В подгруппе 90.03.2 граверы и офортисты уже не упоминаются, зато ваятели уже наречены «живописцами-скульпторами», а также добавлен термин «дикарь-реставраторы». При этом активность агентов этих специальностей принципиально разнообразна и относится к различным промышленностям («Выразительное художество», «Кино, мультипликация, видео», «Зодчество, урбанистика и проектирование пластической круга»).
  • «Издание аудиовизуальных творений» (Код 59.20.1) в ОКВЭД доводится как часть «Деловитости в области звукозаписи и издания мелодических творений» (Код 59.20), что откровенно противоречит не только практике, но и логике.
  • В коде 90.04 речь идет об учреждениях культуры, тогда как в подгруппе 90.04.1 – о деле концертных улов, театров, оперных спостроек, мюзик-холлов, билетных касс. Приведенные компании по огромной доли не представляются учреждениями, а также не воспламеняются организацией событий (ей воспламеняются партнерские компании, а не сами залы).

Пересечется и иная проблема – варианты деле, которые, исходя из имеющейся практики, реализовывает одна и та же организация, стают разнесены не просто по многообразным кодам, но и по многообразным группам и даже классам кодов. Сходная конъюнктура определилась, пример, в СМИ. Так, издание книг, газет, журналов умещается в класс 58 – Активность книгопечатная. Тем не меньше, активность оформленных СМИ в Вебе – это класс 63 – Активность в области информативных технологий, а именно код 63.12.1 (Активность сетных изданий). Учитывая, что в настоящее время абсолютно все СМИ изображу в Сети, они попадают причислены к ИТ-компаниям, хотя контент в их электрических и отпечатанных версиях схож. Больше того, СМИ, не имеющие отпечатанных версий (их теперь усмиряющее много), для того чтобы оставаться в своей сфере делу, в качестве главного кода часто избирают 58.14 (Издание журналов и периодических изданий), хотя конкретно данной деловитостью не загораются.

Похожая обстановка наблюдается и в промышленности впечатляющих исполнительских событий, которые упоминаются одновременно в некоторых классах – 90 (Активность созидательная, активность в области художества и компании увеселений) и 93 (Активность в области спорта, отдыха и увеселений). В первом случае в группах и подгруппах кодов ОКВЭД упоминаются зрелищно-увеселительная активность, организация и реклама сценических и концертных постановок, созидательная активность в сфере исполнительских вариантов художества, активность цирков, концертных трупп, оркестров и мелодических компаний и т. д. Во второстепенном случае упоминаются шоу (без объяснений и конкретизации, чем именно шоу выделяются от зрелищно-веселительных событий), а также – неожиданно – неодухотворенные театры. На практике же (а также в иных регулирующих операциях) эти определения обрисовывают одну и ту же активность. Стоит приметить, что в классе 93 эта активность перечислена в одном строю с прокатом шезлонгов и запирающихся ящичков, пикниковыми площадками, тирами, горнолыжными комплексами и др. Ясности это, очевидно, не добавляет.

В окончание стоит пометить, что в классе 90 прямо и несомненно замечено, что в него интегрирована «организация… увеселительных событий», а в последующем жегшем – что он «не охватывает… активность по компании … увеселительных событий». Объяснений, как это вытечет соображать и использовать, не доводится.

Задачи употребления кодов ОКВЭД

Зачастую компании, занимающиеся созидательной (креативной) работой, избирают коды, не относящиеся к отвечающим промышленностям или исполняемому виду делу. К образчику, эта проблема характерна для многочисленных фондов. Так, у Фонда кино главной код – 59.13 (Активность по популяризации фильмов, видеофильмов и телевизионных программ), хотя сам он дистрибуцией кинофильмов не занимается. У Фонда Людмилы Зыкиной – 94.99 (Активность иных общественных организаций, не аннексированных в иные группировки), у Президентского фонда культурных инициатив – 64.99 (Разрешение иных экономических услуг, помимо услуг по страхованию и пенсионному обеспечиванию, не аннексированных в иные группировки) и т. д.

В ходе коллективной работы с Комитетом по формированию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Столичной региональный Думы прояснилось, что подобные же тренды рассматриваются абсолютно во всех промышленностях. Вот только несколько более примечательных образчиков:

  • Фирма «Окись Сити Холл», управляющая большим концертным цена, имеет главной ОКВЭД 47.19 (Торговля отдельная остальная в неспециализированных магазинах). При этом сама концертная площадка является подразделением ЗАО «Окись Интернэшнл», чей главной ОКВЭД 68.20.2 (Аренда и руководство собственным или оплаченным нежилым недвижимым богатством).
  • Приватная маслодельня Олега Сироты (АО «Истринская Маслодельня») имеет главной ОКВЭД 64.99.1 (Инвестиции в ценные бумаги). Беспристрастно активность компании отвечает креативным (творческим) промышленностям («Гастрономия» и «Туризм»).
  • Фирма «Театр песни» (былой «Театр песни Аллы Пугачевой») имеет главной ОКВЭД 64.99.3 (Капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование, в том числе посредством вкладывательных компаний).

Не только в ОКВЭД, но и в общем законодательстве наблюдаются значительные расхождения в терминологии, определениях и прозваниях. Так, мнение «проповедывание» в русской регуляторике имеет три разнообразных смысла – в 1 акциях это процесс, в иных – вещь, в-3 – синоним понятия «телепередача». Мнение «осуществление» в русской регуляторике может выступать синонимом как «реализации», так и «олицетворения плана». Что именно присутствует в виду в любом конкретном случае, вероятно постигнуть только из контекста.

Еще один пример подобного расхождения: в коде ОКВЭД 90 вид делу именуется «организация и реклама сценических и концертных постановок, веселительных событий и выставок», в то же время в «Почвах законодательства о культуре» активность именуется по-другому: «творение, выполнение, передача и интерпретация творений литературы и художества». При этом ни один из этих определений не имеет соответственного атрибута в законодательстве. Помимо того, в доли IV ГК РФ прямо замечено, что творцом и исполнителем творения может проявляться только телесное лицо, но никак не организация.

Отображения вариантов делу в ОКВЭД имеют малую конкретику.

  • Активность в области образного творчества (Код 90.03) в ОКВЭД не включает упоминания музыки, хотя она есть в подпункте Активность композиторов (90.03.1).
  • В ОКВЭД упоминаются лекторы, выступающие персонально, а также лектории в библиотеках (Код 90.01). Иные формы лекций и лекториев не упомянуты, хотя широко утилизируются на практике.
  • Издание аудиовизуальных творений на магнитных, электрических и числовых носителях (Код 59.20.1) в ОКВЭД не держит упоминания электромеханических звуконосителей (в т. ч. виниловых пластинок). В следствии активность по их изданию вообще не воссоздана в ОКВЭД, хотя она является необходимой долею креативных (творческих) индустрий.
  • На течении всего перечня ОКВЭД встречаются коды вроде «Активность в области образного творчества другая (Код 90.03.9)», куда может заходить абсолютно все, что угодно, так как мнение «образное творчество» не имеет юридически значимого дефиниции.

Стоит также пометить, что в ОКВЭД начистоту не поименованы должно необходимые варианты работы:

  • Разработка видеоигр, в т. ч. для VR (упомянуто только издание, но оно не подключает в себя исследование);
  • Организация кинофестивалей;
  • Организация квестов и иных фигур иммерсивной цивилизованной оживления;
  • Издание настольных игр (упомянуто только изготовление, не подключающее в себя издание);
  • Исследование;
  • Редактирование слов;
  • Издание электромеханических звуконосителей (включая виниловые пластинки);
  • Мелочь в аренду и аренда голосового и светового оснастки для выполнения событий;
  • Кинодраматургия;
  • Патентно-позволительная активность в области креативных (творческих) индустрий;
  • Активность сетных, в т. ч. стриминговых мелодических сервисов.

Доли вариантов работы по способности их установления с помощью ОКВЭД

Источник: ProStars

Трудности балла творческих индустрий в России

Проект Классификатора ProStars был доработан и адаптирован, как уже упоминалось выше, по заданию Комитета по формированию, культуре, науке, туризму, спорту и молодежной политике Столичной региональный Думы в 2022 году. В ходе работы выявлено, что из всех организаций, призанятых в творческих промышленностях, только по 5–10% присутствует обобщенная достоверная информация, а потому прямое утилизация ОКВЭД для изучения креативных (творческих) индустрий района отдает погрешность по виткам не меньше 50–75%, а то и 200%. Сообразно, сносное по степени регулярной погрешности изучение кремнистый (творческих) индустрий на степени государства или единичного ареала не может протягиваться на складу обучения только ОКВЭД – нужно также потребление особенной экспертизы на складе Классификатора ProStars. Этот аппарат специалисты может быть адаптирован под любой регион/городец/городскую агломерацию, для чего важен основной анализ областных необыкновенностей, а также основной частичный анализ деле конкретных созидательных коммерсантом.

Схожее воззрение касательно приложения кодов ОКВЭД при жизненны творческих индустрий неоднократно высказывалось в ходе споры, посвященной законодательному обеспечиванию развития творческих индустрий в России в рамках XXIV Ясинской (апрельской) интернациональной академической конференции по темам развития экономики и компании, созданной НИУ ВШЭ.

Так, зам. Председателя Комитета по умственной собственности и творческим промышленностям РСПП Сергей Матвеев категорично высказался, что «надо забыть об ОКВЭДах», потому что под одним видом финансовая активность может исполняться асбсолютно по-всевозможному. «Под «созданием провиантских провиантов» смогут подразумеваться как неповторимые авторские рецепты, так и типичная трактир, где главной экономический центр – кастрюли и плиты. Когда в данной столовой будут редкие рецепты, которые в форме ноу-хау спадат на равновесии, тогда столовка будет долею креативной промышленности», – заметил он. Подобную позицию выразила водящий эксперт «Русской кластерной обсерватории» Вуза статистических изучений и экономики познаний НИУ ВШЭ Виктория Боос. По ее мнению, «ОКВЭДы не всегда сообщат нам правду».

Также стоит пометить, что в рамках плана по осуществлении событий, предустановленных Концепцией, исполнение кодификационных объединений вариантов экономической работы и услуг на основе ОКВЭД 2 и ОКПД 2 происходит и в Минкультуры России. Проект надлежащего приказа в данный момент закончился детализированное базар в умышленно созданной пролетарой команде и находится на согласовывании в Росстандарте.

Эдаким типом, можно отметить три ключевые задачи балла творческих (креативных) индустрий в стране:

  1. Неимение законодательного заключения по текстуре и способу обучения творческих (креативных) индустрий. По данной первопричине в их состав различные ареалы включают асбсолютно различные варианты делу. В следствии оценка взноса созидательных (творческих) индустрий в экономику ареалов происходит по всевозможным способам и не может применяться для сопоставленья ни на областном, ни на интернациональном ватерпасах.
  2. Местническая разъединение и неимение постоянной координации действий в области созидательной (креативной) деловитости, вплоть до противоречий в официально используемою терминологии.
  3. Неимение официозный экспертизы по большинству вариантов деловитости, образовывающее пространные способности для манипуляций и злоупотреблений.

Описанные выше трудности накапливались десятилетиями, веры на их несложное и прыткое заключение нет. Однако, учитывая величественнейшую роль кремнистый (творческих) индустрий для развития братии, их заключение актуально нужно, а путь к этому лежит только через целую политику и межведомственное взаимодействие. По данным Перечислимой палаты РФ, сразу 18 органов и ведомств получают средства из бютжета по течению «цивилизация и кинематография», 10 из них – федерационные министерства. Парадоксально, но непрерывная координация между ними отсутствует как по темам культуры, так и по созидательным (творческим) промышленностям, при этом нет и целой экспертизы отдачи принимаемых мер. Воображается, что только целая политика в области культуры и умственной собственности, закрепленная в законе, делает возможным инициированное развитие кремнистый (творческих) индустрий.

Павел Соломатин,
Родная Галиулова,
Евгений Сафронов

Данная статья с итогами изучения, проведенного ProStars, была впервые издана в журнале «Умственная собственность» №5/2023 и идет с дозволения редакции журнальчика.

 
Заказать звонок